Аль-Фараби Абу-Наср Ибн Мухаммед (870-950)

Абу Наср ибн Мухаммед Аль-Фараби —'великий арабский философ, ученый-энциклопедист, политический мыслитель — родился на крайнем востоке Халифата в г. Отраре, расположенном на берегу Сырдарьи в пограничной с тюрками области Мавераннахр. Отец Фараби был тюрком, но служил в войсках Халифата. Фараби получил блестяшее по тем временам образование в багдадском университете. Он изучал естественные, социальные, политические науки и философию. Преподавание велось в духе платоновских (идеализм, поиск совершенных форм жизни и политического правления, диалоговая форма изложения) и аристотелевских (энциклопедизм, систематизация всех видов знания, гностицизм, естественные причины социально-политических явлений) традиций и исламских догм. По окончании университета Аль-Фараби занялся научной работой. Жизненные обстоятельства заставили его на несколько лет покинуть Багдад (941-950). Эти годы он провел в Сирии (Дамаск, Алеппо — современный Халеб), не прекращая творческой деятельности. Основные сочинения- "Геммы мудрости", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", трактат о классификации наук, "Большая книга о музыке".

Аль-Фараби родился в 870 году в районе Фараба, в городке Васидж, у впадения реки Арысь в Сырдарью (территория современного Казахстана) Он выходец из привилегированных слоев тюрков, о чем свидетельствует слово "тархан" в составе его полного имени Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммед Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки Стремясь познать мир, аль-Фараби покинул родные места По одним сведениям, он ушел в юности, по другим - в возрасте около сорока лет Аль-Фараби побывал в Багдаде, Харране, Каире, Дамаске, Алеппо и других городах Арабского халифата В пределах Арабского халифата и протекала большая часть жизни и творчества аль- Фараби При династии Аббасидов столицей был Багдад, где зарождались все духовные течения, получившие распространение в халифате Аль-Фараби говорит о Багдаде как о коллективном городе Этот город самый "восхитительный и счастливый из невежественных городов и своим внешним видом напоминает цветастое и красочное одеяние и в силу этого оказывается любимым кровом каждого, ибо любой человек в этом городе может удовлетворить свои желания и устремления Потому-то народ стекается в этот город и оседает там Его размеры безмерно увеличиваются В нем рождаются люди разных родов, имеют место браки и половые связи разного вида, здесь рождаются дети самого разного рода, воспитания и происхождения Этот город состоит из многообразных, входящих друг в друга объединений с отлич- ными друг от друга частями, в которых чужеземец не выделяется из местного населения и в которых объединяются все желания и все действия Поэтому очень возможно, что с течением времени в нем могут вырасти самые достойные люди Там могут существовать мудрецы v ораторы, поэты всех видов" Но, несмотря на кажущуюся благоприятную обстановку коллективного города, аль- Фараби отнес его не к добродетельному городу, а к "невежественным" городам, ибо в нем контрасты добра и зла проявлялись сильнее, чем где бы то ни было В источниках есть упоминание о том, что до своего увлечения науками аль-Фараби был судьей, но, решив посвятить себя поискам истины, бросил эту должность, занявшись светскими делами, в частности преподавательской деятельностью Рассказывается также и о том, как он приобщился к знаниям Однажды один из близких людей отдал аль-Фараби на хранение большое количество книг, среди которых было много трактатов Аристотеля Аль-Фараби в часы досуга начал листать эти книги и настолько увлекся ими, что бросил должность кади Этот случай якобы сыграл решающую роль в его судьбе, он стал великим ученым.

Известно, что аль-Фараби до приезда в Багдад владел тюркским языком и некоторыми другими, но не знал арабского Надо отметить, что он много времени уделял изучению языков и в этом достиг поразительных результатов в конце жизни он владел более чем семьюдесятью языками Живя в Багдаде, аль-Фараби в короткий срок в совершенстве овладел арабским языком и начал заниматься различными науками, прежде всего логикой В это время в Багдаде наиболее популярным мыслителем и философом-наставником был Абу-Бишр Матта бен-Йунис Он был известен не только в Багдаде, но и, пожалуй, во всех культурных центрах Арабского халифата как крупный комментатор логического наследия Аристотеля Ряды его учеников пополнил аль-Фараби, который прилежно записал со слов Абу-Бишр Матта комментарии к трудам Аристотеля по логике Влияние багдадского учителя на аль-Фараби, по свидетельствам современников, было весьма значительным, ибо Абу-Бишр Матта обладал прекрасным стилем, тонкой культурой комментирования логического наследия Стагирита он удачно избегал сверхсложных конструкций, умело сочетая глубину с простотой изложения Все эти достоинства стичя Абу-Бишр Матта были целиком усвоены его достойным учеником В период жизни в Багдаде аль-Фараби совершил поездку в город Харран со специальной целью обучиться некоторым особым приемам логики у мыслителя- христианина Йуханны бен-Хаилана, которыми тот прославился в мусульманском мире Вернувшись в Багдад, аль-Фараби углубился в изучение наследия Аристотеля, он обретает легкость восприятия идей и совокупности задач и проблем, поставленных великим греком О трудоемкости усвоения наследия Аристотеля арабоязычными мыслителями говорит хотя бы фраза, которая была написана аль-Фараби на копии аристотелевского трактата "О душе" "Я прочел этот трактат двести раз" Детальное комментирование всех трудов античных авторов требовало буквального знания и запоминания текста Ясно, что в этой фразе содержится призыв к постоянному, многократному возвращению к одним и тем же источникам, и в этом, по-видимому, состоит один из важнейших принципов обучения философии того времени Однажды у аль-Фараби спросили "Кто больше знает - ты или Аристотель9" Он ответил "Если бы я жил в тот период и встретился с ним и занимался бы у него, то я мог бы быть его лучшим учеником" Результатом разносторонних научных изысканий аль-Фараби явился трактат "О классификации наук", в котором в строгом порядке были перечислены науки того времени, определен предмет исследования каждой По свидетельствам современников, "ничего подобного никто ранее не писал и подобного плана не придерживался, и она незаменима для изучающих науки" В Багдаде аль-Фараби основательно пополняет свои знания входит в контакт с видными учеными и довольно быстро становится самым авторитетным среди них благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера Но в среде догматически настроенных богословов возникает неприязнь ко всему строю мышления аль-Фараби, нацеленному на открытие рационалистических путей познания и поиски достижения для людей счастья в земной жизни, а не в потустороннем мире В конце концов аль- Фараби вынужден покинуть Багдад Он направляется в Дамаск, но не останавливается в нем, путь его лежит в Египет В своей книге "Гражданская политика" он упоминает, что начал ее в Багдаде, а кончил в Каире (Миср) После путешествия аль-Фараби вернулся в Дамаск, где прожил до конца своих дней, ведя в нем уединенный образ жизни Несмотря на покровительство правившего в те времена в Дамаске Сайф ад-Даулы бен-Хамдани, он избегал придворной жизни, редко присутствовал на приемах Как-то раз в Дамаске аль-Фараби пришел к правителю Сайф ад-Дауле, когда у него происходило собрание ученых Когда аль-Фараби вошел в зал, где правитель восседал на троне, тот предложил ему сесть Тогда ученый спро сил "Как сесть, сообразно моему сану или сообразно твоему" "Сообразно твоему", - ответил правитель Тогда аль-Фараби прошел мимо всех эмиров и сел окало трона Государь рассердился и сказал своему телохранителю на таи ном языке, который знали только немногие посвященные "Этот тюрк нару шил все правила приличия, поэтому когда он встанет (по окончании собрания), тогда вы накажете его за невоспитанность" Тогда аль-Фараби спросил "Я никакого проступка не совершил, за что я буду наказан9" Услышав этот вопрос, изумленный Сайф ад-Даула спросил "Ведь в народе этого языка никто не знает, где и у кого ты его изучал9" Аль Фараби ответил "Мне пришлось изучать многие языки, я знаю больше 70 их" В этот момент кто-то из ученых задал вопрос, и началась дискуссия среди собравшихся Никто не мог ответить на этот вопрос, и тогда Второй учитель всесторонне разъяснил его, и никто не смог с ним спорить Правитель обратился к аль-Фараби "Судя по всему, ты и есть тот, кого среди знатоков тайн мира называют "вторым" после Аристотеля9" Аль-Фараби ответил утвердительно И пришлось Сайф ад-Дауле просить у него прощения за то, что не узнал мудреца и обидел его, а аль-Фараби пожелал правителю здоровья Обыкновенно большую часть дня он проводил на краю бассейна или в тенистом саду, где писал книги и беседовал с учениками Свои сочинения он записывает на отдельных листах (поэтому почти все созданное им приняло форму отдельных глав и записок, некоторые из них сохранились лишь в фрагментах, многие не были закончены) Аль Фараби был очень непритязатель ным человеком Его жизненные потребности ограничивались суммой в четы ре дирхема, которые он ежедневно получал из казны Сайф ад-Даулы Умер он в возрасте восьмидесяти лет и был погребен за стенами Дамаска у Малых ворот Сообщают, что молитву по нему на четырех папирусах читал сам правитель Смерть не страшна добродетельному человеку, считал аль-Фараби Перед лицом ее он сохраняет достоинство, не впадает в смятение и ценит жизнь, стараясь продлить ее Добродетельный человек не боится смерти и желает продолжения жизни для совершения блага Поэтому он не стремится приблизить смерть, но встречает ее достойно Если такой человек умирает, то нужно оплакивать не его, в эпикурейском духе заявляет аль-Фараби, а его сограждан, которым он был нужен Философская деятельность аль-Фараби многогранна, он был ученым-энциклопедистом Об этом свидетельствуют и названия трудов "Рассуждения Второго учителя аль- Фараби о значении слова "интеллект", "О том, что должно предшествовать изучению философии", "Об общности взглядов двух философов - Божественного Платона и Аристотеля", "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" и др Общее количество работ философа колеблется между 80-ю и 130-ю Есть трактаты, состоящие из 2-3 страниц, но есть многотомные Аль-Фараби стремился постичь конструкцию мира систематически Начало выглядит вполне традиционно - это аллах Середина - это иерархия бытия Человек это индивид, постигающий мир и действующий в нем Конец - достижение подлинного счастья Проблему возникновения мира аль-Фараби решает в духе неоплатоников - умножением бытия, в резу!ьтате чего возникают земные стихии - люди, животные, растения и пр Большое значение аль-Фараби придавал уяснению места человека в познании Чувственное познание осуществляется посредством восприятия и во ображения, но такое познание, согласно аль-Фараби, не позволяет постичь сущности Это возможно только посредством разума, который существует в различных формах - как пассивный актуальный, приобретенный, деятель ный "Трактат о взглядах жителей добродетельного города" - одно из самых зрелых произведений аль-Фараби Он создан в 948 году в Египте как перера ботка и логическая систематизация почти всех воззрений мыслителя на осно ве написанного в Багдаде и Дамаске текста под названием "Гражданская политика" Для достижения счастья необходимо прежде всего теоретическое обоснование его Философия в достижении счастья имеет существенное значение "Поскольку мы достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья" В свою очередь для овладения философией необходим и хороший нрав, сила ума Последняя культивируется искусством логики Аль-Фараби развил учение о "добродетельном городе", во главе которого стоит философ, передающий своим согражданам истины философии Руко водствуясь этическими установками Аристотеля, аль-Фараби идет вслед за Платоном Он полагает, что цель человеческой деятельности - счастье, кото рого можно достигнуть лишь при помощи разумного познания Общество мыслитель отождествлял с государством Общество - тот же человеческий организм "Добродетельный город подобен совершенному здоровому телу, все органы которого помогают друг другу, с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа и сделать ее наиболее полной" Глава города, которого он отождествлял с багдадским халифом, по мнению аль- Фараби, должен обладать всеми добродетелями здоровьем, проницательным умом, совестью, знаниями и ласковым обращением со своими подданными.


Комментировать

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи ... Авторизуйтесь, через вашу любимую социальную сеть!